Документалисту Александру Фёдоровичу Косенкову — 80 лет

Юбилеи – дело серьёзное, поэтому без улыбки, без смеха их проводить не годится.

Ну, в самом деле, вот 26 октября 2020 года исполняется 80 лет Александру Фёдоровичу Косенкову, известному сибирскому журналисту, прозаику, драматургу, кинематографисту, и театральному деятелю.

Более пятидесяти лет Александр Фёдорович посвятил художественному творчеству – в литературе, в кинематографе, на телевидении. Начинал с работы на Иркутской студии телевидения ещё до поступления во ВГИК. По его сценариям было создано, как минимум, пять десятков документальных фильмов и с десяток художественных фильмов. Многие из этих фильмов получали призы и награды Международных, Всесоюзных, Российских и региональных фестивалей. Его фильмы всегда злободневны, остросоциальны, с чёткой сюжетной выстроенностью и всегда вызывали большой интерес зрителей. Словом, зубр, аксакал!

Вообще, если говорить о
драматургии Александра Косенкова, то куда там Вильяму ихнему Шекспиру.
Шекспир, как известно, сам не писал, за него работала бригада
литературных негров – всякие там графы Рэтленды и Бэконы, а Фёдорыч, он
не отлынивает, сам кропает нетленку в две смены, не прикрывается
псевдонимами. И пьесы его ставили во многих театрах страны. И если бы не
интриги и происки завистников, шли бы эти пьесы до сих пор. Ну, тут уж
судьба: у каждого Моцарта своя свора сальериев.

Или взять
кинематограф. В пресловутом США на Голливуд, говорят, работают более 30
тысяч сценаристов, а Фёдорович, можно сказать, почти один окормлял и,
ныне покойную, Новосибирскую студию кинохроники, и ряд других студий
нашей великой страны.

А что касается возраста юбиляра,
встретишься с Александром Фёдоровичем и по его энергичности, напору
понятно, что перед вами вполне даже молодой, можно сказать, юный
человек. Да, с возрастом с нашими организмами обязательно что-нибудь да
происходит в смысле умаления их достоинств, но про Александра Косенкова
этого не скажешь, видно, что в душе у него до сих пор ни одного седого
волоска.

А ведь за минувшие годы и в творчестве
литературном Александр Косенков показал себя замечательным прозаиком,
очеркистом, им изданы такие книги, как «Последний парад», «Тепло для
путника», «Полевой сезон» и другие.

То есть пахал юбиляр на творческой ниве все эти годы как тройка тяжеловозов в жаркий весенний день.

Да, его заслуги отмечены премией главы администрации
Новосибирской области в сфере культуры и искусства за 2004 год и
литературной премией имени Н. Г. Гарина-Михайловского города
Новосибирска за 2005 год, а также рядом других премий, дипломов и
наград.

Однако известно, что в этом мире количество
благ, как правило, ограничено скупердяйством руководящих лиц. И творцов,
художников начальство всегда малость, то есть даже очень сильно
недооценивает, как и всю культуру осыпая благами по остаточному
принципу.

По мнению же товарищей юбиляра, Фёдорыч уже
давно заслужил орден I степени «За служение Аполлону, Мельпомене, Талии,
Терпсихоре и прочим музам» и бюст на родине героя, как минимум, в
натуральную величину.

До последнего времени много сил он
отдаёт работе на киностудии «Азия-фильм»., а также воспитанию молодых
драматургов, прозаиков, кинематографистов.

И как
говорится, и на этом направлении успехи налицо и всякие Песталоцци и
Макаренко нервно курят в сторонке, почтительно сняв шляпы перед
юбиляром.

Новосибирские кинематографисты, писатели,
журналисты, театральные деятели, товарищи по работе от души поздравляют
Александра Фёдоровича с юбилеем, желают ему здоровья сибирского, успехов
во всех его начинаниях и замыслах, творческого долголетия и активной
работы на долгие-долгие годы.

И помнить простую
истину: «Перед творцами, перед художниками время бессильно. Годы
приходят и уходят, а дела наши и труды остаются с нами – и приятно, что
кое-что успели и ещё возможно успеем сделать для общества, страны и юных
поколений».

Анатолий Шалин, Секретарь Союза писателей России

Новосибирск

КАФА

Александру Федоровичу Косенкову восемьдесят лет, я почему-то крайне
удивлен и даже обескуражен этим обстоятельством и кроме фразы «Как
время бежит» не смог сказать ничего приличного. А было время, когда мы,
группа прилитературной публики, познакомились с Александром Федоровичем
и всегда в день его рождения «обескураживались» его солидному по нашим
меркам возрасту, потому что выглядел он просто отменно: всегда подтянут,
тщательно выбрит, одет аккуратно, с густой опрятной, будто специально
уложенной шевелюрой на голове и с вечной любезностью, интеллигентностью и
красноречивым умом. Он будто

специально сдерживал поток
гениальных мыслей, чтобы не смущать окружающую его бестолочь, короче, не
мужчина, а гроза замужних женщин, потому что мы все выглядели в свои
сорок просто творческими неряхами, с изрядно потрепанной репутацией в
глазах собственных жен.

У меня до сих пор звучат слова жены:

— Вот, посмотри, Александр Федорович.., — а дальше шли убойные и непобедимые аргументы в пользу последнего.

Вот почему, наверное, мы уважали его, но слегка ревновали и исподтишка язвили в его непобедимую сторону.

Достоинств у КАФа, так мы за спиной аббревиатурили его, было
столь много, что мы казались даже сами себе мелкой шпаной. Им были
написаны пару десятков пьес, я перечислю только самые известные: «Тепло
для путника», «Берег розовых чаек», «Обсуждению подлежит», «День
шестой», «Последний парад» и др. , они шли во многих театрах России и
ближнего зарубежья. По пьесе «Ночь на размышление» в Москве, на
«Союзтелефильме» был поставлен одноименный двухсерийный художественный
фильм.

В сравнении с нами КАФа был просто недосягаем. Он имел
множество очень почетных наград: За цикл фильмов о БАМе — премия и
диплом Союза журналистов СССР; за фильм «Страна моя оленья» (реж. Ю.
Шиллер) — приз Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов в г. Баку;
призы и дипломы региональных и всероссийских фестивалей за фильмы «Поле
БАМ», «Таежная повесть», «Из полевого дневника орнитолога Андреева»,
«Светильник пути», «Дорога длинною в век», «Инзеледо! Инзеледо!», «Образ
неувядаемого времени», «Гори, гори, моя звезда», «Ранний восход». За
фильм «Дни будущих Будд» вместе с кинорежиссером В. Соломиным получили
Гран-при на международном фестивале этнографических фильмов. И это все
перечисленное только малая часть его киношных работ и наград.

Многочленство Александра Федоровича ставило нас на колени. Он стал Членом Союза журналистов СССР, Член Союза кинематографистов СССР, Член Союза театральных деятелей СССР и Членом Союза писателей СССР.

И когда я узнал о «неожиданной» пенсии КАФа, я начал настойчиво
приглашать его на работу в только что организованный Издательский Дом
«Историческое наследие Сибири» первым сотрудником и, конечно, главным
редактором. Я заманил его красноречивыми прожектами и скоро так увлек
своими фантазиями, что КАФа обреченно согласился.

Мы
проработали десять лет бок о бок, согласитесь, срок изрядный, и
продолжили бы трудиться вместе, если бы не наши славные Правители,
завалившие экономику страны в мировой кювет. Благодаря авторитету
Александра Федоровича, в высокопрофессиональную команду Издательства
объединились литераторы Владимир Клименко, Валерий Лазуткин, Алексей
Горшенин, Виорель

Ломов, администратор — Владимир Кирпиченко, ученые — Владимир Ламин, Александр Николаев, Михаил Шиловский, фотохудожники — Владимир Дубровский, Андрей Шапран, дизайнеры — Ольга Вялкова, Виктор Савин и многие-многие другие удивительно талантливые люди. Мы создали сотни книг, в числе которых уникальные и не имеющие аналогов в России: «Историческую Энциклопедию Сибири» в трех томах, «Историю промышленности Новосибирска и Новосибирской области» в пяти томах, впервые полную «Историю Новосибирска» в двух томах, «Историко-литературный фотоальбом «Новониколаевск – Новосибирск», «Олимпийское золото Новосибирска», Серию «Магистраль», серю «Современной Сибирской литературы», серию «Воспоминания», серию «Русская книга» и пр. пр. Мы собрали уникальную коллекцию Новониколаевских газет и это все происходило непосредственно под руководством и деятельном участии КА Фа. Они с Валерием Лазуткиным неделю просидели в подвале Томского университета и из кучи наваленных бумаг выискивали и копировали полуистлевшие первые газеты нашего города, а через четыре месяца, вешней водой, этот подвал затопило! И не стало этого архива, и именно Александр Федорович вручил диск с копиями газет библиотеке славного Университета.

Но КАФа по крови «киношник» и именно он стал
инициатором создания восьми короткометражных (специально для учебного
процесса) фильмов по истории нашего славного Новосибирска. Только ему
было под силу привлечь к этой работе замечательного, но вечно очень
занятого режиссера Владимира Эйснера.

Друзья мои! Мне очень жаль, но я опять обескуражен – КАФе восемьдесят лет! Дай Бог ему здоровья и многая лета! Дай Бог ему создать еще не одну дюжину книг и фильмов для сохранения исторической памяти нашего многострадального народа. Это нужно не ему, и даже не нам, это нужно тем, кто идет за нами в будущее, тем, кто будет хранить наше духовное наследие вечно!

Друг и верный соратник

Николай Александров