
Чего только не было в День российского кино в Хабаровске. Были скидочные акции и ночные киномарафоны, бесплатные кинопоказы и концерты. Только вот всенародного праздника не было.
И то сказать, времена, когда народ ходил с лозунгами «Мы идем смотреть «Чапаев»!», канули в лету. Тем не менее на дворе у нас официально продолжается «Год российского кино» и посему апофеоз различных мероприятий ожидался именно в минувший уик-энд.
Некоторые из этих акций откровенно «удивляли»: так, «Фабрика грез» внезапно предлагала в этот день своим гостям репертуарные ленты отечественного производства — боевик «Спарта» и фэнтэзи «Ночные стражи» — всего за 150 руб.! Видать, совсем всё грустно с новым русским кино…
Кинотеатр «Гигант» подошел к этому делу более основательно, устроив в ночь на субботу настоящий киномарафон из 9 лент. Правда, лишь два из них (все те же «Спарта» и «стражи») были российскими, да и чего-то эксклюзивного «гигантисты», проводящие подобную акцию уже шестой год подряд, на этот раз не приготовили. Ну так и мероприятие, которое организаторы раскручивали несколько недель, позиционировалось в основном как коммерческое мероприятие, которое стоило от 400 до 600 руб.
В это же вечер свою очередную акцию под рубрикой «Библиодвор» устроили и в Дальневосточной научной библиотеке. И это мероприятие, входной билет на которое стоил те же 150 рублей, пожалуй, больше всего подходил под формат культурного праздника, претендующего на синтез разных видов искусств: живая музыка, фотозона, выступление театральных артистов, литературная викторина, пение в караоке любимых кинопесен. Да и к выбору ленты для кинопоказа — «Человек с бульвара Капуцинов» Аллы Суриковой — особых претензий нет, разве что снята любимая многими картина еще в СССР. Так, и проект летнего кинотеатра «Книги можно не только читать» носит больше ностальгический характер.
Зато в субботу утром в кинотеатре с обязывающим названием «Совкино» можно было больше почерпнуть информации о том, что происходит ныне в российском кинематографе. Документалисты «Дальневосточной киностудии» пригласили всех своих друзей на премьеру нового фильма компании с оригинальным названием «Миссия дружбы».
Мы уже не раз рассказывали о хабаровских кинематографистах, которые ныне выживают, как могут: в основном, за счет лент, снятых для различных компаний и предприятий, изредка — за счет госзаказа. Тематика, понятно, сузилась – в основном, это историко-патриотические или беспроигрышные видовые ленты о красотах и обитателях дальневосточной природы.
Вот и новая лента режиссера Альберта Самойлова — исторический этюд о первом визите в середине ХIХ века в Японию российских моряков под командованием адмирала Путятина и подписании Симодского трактата, первого договора о дружбе и торговле между нашими странами. Казалось бы, сколько подобных лент мы уже видели? «Миссия дружбы» поначалу охотно встраивается в этот официозно-исторический ряд: закрытые самураи, душевные русские, оптимистический хеппи-энд.
К счастью, заскучать зрителю не дает ряд любопытных исторических, да и просто визуальных находок, сделанных авторами. О многом заставляет задуматься и финал ленты, в котором известный дипломат Александр Панов, больше 15 лет проработавший в Японии, в том числе послом России, предельно откровенен: отношения между странами сегодня особо не развиваются, наша политика в отношении Японии близка к «легкомысленной», а то, что японцы относятся к нам, мягко говоря, без особой симпатии, это в нынешней ситуации — еще неплохо.
Зрители фильма «Миссия дружбы» делятся своими впечатлениями. Фото Дмитрия Судакова
То же самое, пожалуй. Можно было сказать и о современном российском кинематографе — после премьеры ленты авторы еще долго рассказывали о том «внимании» и «поддержке», которое уделяют им ныне в краевом минкульте. Хотя сегодня хабаровские кинематографисты вроде бы — на слуху: в сентябре почти десяток уже не раз награжденных лент «Дальневосточной киностудии» покажут на различных киносмотрах и форумах нашей страны.
Увы, нет пророка в своем отечестве — Год кино у нас, похоже, проводится лишь для жирной чиновничьей «галочки». В этом можно было убедиться в тот же вечер во время широко разрекламированной первой всероссийской акции «Ночь кино».
В крае бесплатные показы в рамках акции должны были пройти на девяти площадках – в Ванино, Совгавани, Чегдомыне, Солнечном, Вяземском, Амурске, Бикине, Николаевске-на-Амуре и Хабаровске. Печально, но в Комсомольске-на-Амуре это мероприятие не состоялось, как рассказали прессе тамошние активисты, муниципалитет подавал свою заявку на участие через Минкульт, но «в пути по инстанциям, видимо, вышла какая-то накладка, и до Москвы она не дошла».
Тем же кому повезло, показывали 27 августа три ленты – анимационную ленту «Смешарики. Легенда о золотом драконе» Дениса Чернова, спортивную драму «Легенда № 17» Николая Лебедева и военную драму «Батальонъ» Дмитрия Месхиева. Их якобы выбрали из 18-ти картин путём голосования на официальном сайте Года российского кино.
На акцию под аркой Гродековского музея пришло немало благодарных зрителей. Вот только организаторы акции особо их ничем не побаловали. Фото Дмитрия Судакова
В Хабаровске местом проведения «Ночи кино» стала арка Гродековского музея, где фильмы показывали на свежем воздухе. Чуть раньше на площадке в районе утеса с концертом с кинохитами выступал Дальневосточный симфонический оркестр. Правда, знали об этом концерте немногие.
Также, как немногие, судя по всему, знали в городе о проведении «Ночи кино» возле музея. Те, кто не пришел сюда, потеряли немногое. Ровно в 20.00 «механик» молча врубил диск со «Смешариками» и — показ начался. Никаких вице-губернаторов и прочих почетных гостей (как во Владивостоке), никаких файер-шоу (как в Благовещенске), никаких театрализованных мероприятий (как в Биробиджане) или просто вступительных речей мы не заметили. Дожидаться полуночи на этом скромном празднике кино мы не стали — диск со «Смешариками» у нас и дома есть…
Вместо справки
День российского кино — профессиональный праздник кинематографистов и любителей кинематографа в РФ. Напомним, во всем мире День кино празднуют 28 декабря, ведя отсчет истории от первого публичного показа фильмов братьями Люмьер в Париже. У нас же, как водится, и здесь оказался свой собственный путь.
Напомним, 27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял очередной декрет о национализации (через безвозмездную экспроприацию) кинодела. С этого дня вся фотографическая и кинематографическая торговля, промышленность и кинотеатры РСФСР перешли в прямое ведение Народного комиссариата просвещения.
Конечно, для советского государства, которое устами вождя мирового пролетариата В.И. Ленина быстро определило роль синематографа среди искусств как «важнейшую» (при этом имелась в виду именно пропагандистская роль кино), получение такого куша можно было считать праздником. Однако для многих деятелей молодого российского кино, которое к моменту национализации имело на своем счету немало достижений и «звезд», революция и ряд последующих событий стали настоящей трагедией.
И лишь в 60-е годы, когда на первый план вышло поколение, выросшее уже в советское время, сами кинематографисты стали праздновать свой профессиональный праздник 27 августа. С 1980 года «День советского кино» отмечался уже официально.
Впрочем, начиная с перестроечных лет, когда началось переосмысление незыблемых советских догм, праздник стал менять название («День кино», «День кино России», «День российского кино»), а также даты — так, в бурные 90-е годы его отмечали 28 декабря, объединив с Международным днём кино.
Киноплакат к фильму «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), 1908 г.
Распад СССР отразился и на киношном празднике в бывших национальных республиках. К примеру, в Азербайджане и Украине обзавелись собственным «Днем кино», начав гордо вести его родословную от первых дореволюционных документальных лент национальных авторов.
В России на какое-то время популярной была идея считать вехой рождения национального кино первую художественную постановку — фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), который вышел на экраны 15 октября 1908 года. Однако то ли неоднозначная фигура создателя «фильмы» — скандального репортера и, как было принято писать в СССР, «кинодельца» (на самом деле продюсера, фотографа и оператора) Александра Дранкова — смущала соотечественников, то ли в силу разобщенности современной российской киносреды, но в итоге праздничный вопрос взяли в свои руки чиновники.
Результат был предсказуем: так же, как немногим ранее, был реанимирован советский гимн, так и деятели минкульта в начале 2000-х годов постановили вновь отмечать отдельный российский кинопраздник в тот день, когда государство когда-то поглотило самобытное российское кино, — 27 августа. Что, на мой взгляд, вполне справедливо: какой праздник — такое у нас сегодня и кино…
Дмитрий Судаков
—
