
ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА ЮРИЯ ШИЛЛЕРА
Ушел из жизни великий
режиссер, потрясающей скромности и глубины человек, неизменный гуманист
Юрий Шиллер. Это большая утрата для его близких, его друзей и коллег,
всех почитателей его замечательного творче-ства.
В прошлом году исполнилось 25 лет с того момента, как Юрий Шиллер снял свой фильм «Вечерний звон». Очередной раз пересматривая этот фильм и очередной раз находясь в плену глубоких переживаний от него, я не мог удержаться и описал свои впечатления. Хотя мои оценки касаются данного фильма, но одновременно характеризует все творчество Юрия Шиллера.

Я сам
родом из села на Волге. Провел там детство и юность. Работал в колхозе.
До сих пор почти ежегодно бываю в родном селе, где живет моя ма-ма.
Хорошо знаю деревенскую жизнь и сельских жителей. Я не был свидете-лем
съемок фильма, не был лично знаком с героями фильма, но увидел в них
себя, своих родных, односельчан. Это документальные свидетельство жизни
рядовых сельских жителей как она есть. Без прикрас. Это настоящее
искус-ство, поскольку фильм фиксирует типические черты народной
культуры, народного духа, народной души. Их константу. Это не только про
данное конкретное село, это про всю Россию. Фундаментальная проблема
точно диа-гностируется в словах Данилыча: «По всей России не ладится. Но
выживем!»
Общее впечатление от фильма умещается в смысл слов
того же героя фильма Данилыча: «Ладов не хватит, чтобы выразить то, что
творится на душе. Там такие мелодии». Слов не хватит, чтобы выразить
свои ощущения и чувства от этой глубокой картины реальной жизни простых
людей нашей страны.
«Вечерний звон» кардинально отличается от нынешних многочислен-ных сериалов, в том числе «исторических». Большинство из них построены по надуманным, фальшивым, «высосанным из пальца» сюжетам. В них есть внешнее благополучие, внешний блеск (шикарная, супер-дорогая одежда, соответствующая обстановка), но одновременно нищета идей, содержания. В фильме Ю. Шиллера мы видим прямо противоположное: реальную жизнь порой наивных, но реальных людей во всей ее многосторонности, сложности, противоречивости и в то же время невероятной красоте.

Пытаясь выделить то глубинно важное, что
составляет стержень филь-ма, вспоминаю выражение великого философа И.
Канта: «Один, смотря в лужу, видит грязь, другой – отраженные звезды».
Шиллер, конечно, видит отраженные звезды! Причем звезды здесь – это
благословенный свет, кото-рый излучают простые сельские жители. Идет
этот свет из космоса, а космос – бесконечно глубокие, наполненные
безмерными, но в конечном итоге доб-рыми переживаниями человеческие души
основных героев.
Комок в горле стоял весь фильм, и слезы
периодически подступали от невероятной трогательности его героев и
одновременно от ощущения какой-то вселенской несправедливости: с одной
стороны, присутствие рядом до-стижений высокого прогресса (истребители,
поезда), с другой стороны, мате-риальное неблагополучие брошеннных на
произвол судьбы сельчан. Все это было не только в 1990-е годы, но также
позже и до сих пор. В то же время мы наблюдаем явный диссонанс другого
рода: внешней и вещной неустроенно-сти, можно сказать, бедности простых
людей и высокой духовности, чистоты и глубины их переживаний.
Все
герои фильма живые, непридуманные и в том смысле, что они настоящие.
Работяги, все время в повседневных заботах, в делах. Они при-земленные
во всех смыслах и в то же время возвышенные: размышляют о высоком,
ставят философские вопросы: Откуда жизнь? Что после смерти? Что есть
рай, ад? Что есть душа? Для чего человек рождается? И констати-руют: нет
ответа!
Наивные и невероятно глубокие, как картины сельского
художника! Про них государство забыло, а они не только живут, но
составляют ту основу, ко-торая создает устойчивость жизни самого
государства. То, что сделала власть со страной в 1990-е годы, должно
было бы привести к развалу не только СССР, но и России. Считаю, что
страна существует и сохраняет устойчи-вость благодаря таким людям.
Люди
не только мастера в своем житейском и профессиональном пред-назначении.
Они еще и талантливы: танцор фламенко (режиссер удачно сов-мещает его
ритм с ритмом скачущего коня), балалаечник, баянист (саксафо-нист),
поэт, художник. Картины – шедевры, может быть, не с точки зрения
исполнения, а по их глубинному смыслу. Они очень органичны. Какие
сюже-ты! Доброта просто светится! В этом смысле герои – это святые люди.
Несомненно, главная черта художника Юрия Шиллера – глубина про-никновения в душу народа. Душу невозможно увидеть и сложно определить, но очевидно, что она существует. Фильм по большому счету о «загадочной» русской душе. На самом деле, думаю, никакой загадки здесь нет. Данилыч: душа человека – в его поведении, в его действиях. Это просто святые люди. И адекватно выразить эту святость мог только такой же по своему душевно-му складу режиссер. Я лично знаком с Юрием Шиллером, поэтому могу под-твердить это не только по фильму, но и по тому, что я знаю о нем как о чело-веке.

Ненавязчивая, корректная,
профессиональная фиксация гармонии при-роды и простого человека, его
представлений, слов, дел, и все это обогащен-ное душевным музыкальным
сопровождением – основной стержень гениаль-ного почерка
художника-режиссера Юрия Шиллера.
Светлому человеку – светлая память!
Юрий Попков
доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник
Института философии и права СО РАН,
эксперт РАН,
Новосибирск.
Пресс-центр Ассоциации документального кино Союза кинематографистов России